Как заработать на пошиве мужского костюма стоимостью $5 тыс.
«Костюм Hugo Boss, который можно купить в магазине за $800, по материалу и трудовым затратам стоит не более $75. Основная наценка, которую вынужден оплатить клиент, — это стоимость бренда», — говорит Сэмми Котвани, основатель компании The Imperial Tailoring (Императорский портной). Кроме того, сами бренды, развернувшие массовое производство в Юго-Восточной Азии, несколько утратили свою ценность в глазах респектабельных потребителей. Желание выделиться заставляет состоятельных клиентов искать другие возможности заявить о своей исключительности.
Отсюда растерянность мэтра швейного дела Алика Зингера, отвоевавшего в свое время у Джанфранко Ферре звание «короля пальто» и вернувшегося после долгих лет эмиграции обратно в Россию. В одном из интервью он заявил: «Я не знаю, какой класс я обслуживаю, шью для своих заказчиков. Здесь вот, в России, совершенно непонятно, где средний класс, где высший. Кто-то говорит, что $1500 — это бесплатно, а для кого-то $150 — огромные деньги. Я никак не могу понять, какая же цена для России нормальная».
В Украине наблюдается схожая ситуация с тем лишь отличием, что изготовлением одежды класса люкс (особенно мужской) занимается всего несколько ателье. По мнению операторов рынка, элитный индпошив способен охватить не более 4% потенциальных потребителей. В Киеве насчитывается 35-40 тысяч мужчин, готовых выкладывать за костюм не менее $1000 дважды в год. Правда, в отличие от массового продукта, индпошив не сулит сверхприбыли, зато может гарантировать стабильность заработка тем, кто первым завоюет расположение клиентов.
Концепции и технологии
«Традиционно вещи на заказ шьют либо те, кто принципиально не признает готовое платье, либо те, кому из-за особенностей фигуры трудно подобрать себе одежду в магазине», — говорит дизайнер Наталья Тарашевская. Например, спортсмены. При росте 175 верх костюма должен быть 50 размера, а нижнюю часть нужно кроить по лекалам 46-48, при этом важно учесть нестандартную длину рук и ног.
Помимо перечисленных категорий заказчиков, последнее время стало больше людей, заказывающих одежду у портных, потому что им хочется как-то выделиться. Возможно, именно по этой причине последние три-четыре года пошивочный бизнес развивается ускоренными темпами. Судя по рекламным объявлениям, на заказ могут пошить буквально все: от гидрокостюма и гоночной униформы до карнавального наряда внучки Санта Клауса. Киевская справочная база 059 по интернет-запросу выдает 217 компаний, занимающихся индпошивом одежды в столице.
Однако из-за отсутствия строгой классификации подобного рода заведений под громким названием «креативная мастерская» может оказаться обычное ателье, где молодые выпускники СПТУ строчат все, что попадается под руку, думая при этом, что творят будущее моды. Ателье-студии, дизайн-студии, салоны и даже лаборатории моды могут ничем не отличаться от рядовой швейной мастерской, а их услуги — от работы портнихи-надомницы. Разве что цена окажется выше. Кстати, так называемые интернет-ателье — это те же портнихи-надомницы, только организованные в бригаду и IТ-продвинутые. Как правило, они встречаются с заказчиком не в офисе, а у магазина тканей, где выбирают подходящий материал и обсуждают заказ. Затем, после оплаты материала, принимаются за шитье. Качество работы зависит от опыта мастерицы, сложности изделия и степени изношенности оборудования, на котором выполняется заказ. Результаты могут быть самыми разными. Тут кому как повезет.
Обычные мастерские, наследницы домов быта, зарабатывают мелким ремонтом и полностью одеть заказчика не в состоянии. Там же, где возьмутся, работать будет один портной, который сделает все сам — от замеров и раскроя до пошива. Ему нет резона морочить себе голову сложной конструкцией, так как оплата труда в этом бизнесе обычно зависит от стоимости заказа и составляет от 30 до 50%. Неважно, что более сложный заказ стоит дороже, портному этой категории выгоднее жить «с оборота».
Впрочем, последнее время во многих крупных ателье и салонах индивидуального пошива применяется конвейерная система работы: формируются бригады портных, в которых каждый отвечает за свой участок работы. Подобная схема обеспечивает более высокую производительность труда, однако в таких условиях профессионалы быстро теряют квалификацию.
Наиболее ожесточенная конкурентная борьба идет за клиента, желающего пошить вещь не дороже 700 грн. Но никто не отказывается заработать больше. Например, Наталья Тарашевская вспоминает, как ей довелось выполнить заказ на изготовление свадебного платья, где только работа стоила $700.
Гораздо лучше приспособлены к рыночным условиям «авторские ателье» или «студии пошива одежды». Под такими вывесками можно найти мастерские нового поколения — в них работают молодые модельеры, сделавшие себе имя во время работы на известных дизайнеров. Они готовы обслуживать своих заказчиков индивидуально и способны шить качественную одежду. Свои услуги они оценивают в $300-400 за изготовление одной вещицы. Чем выше самооценка или общественное признание, тем больше цены (см. Сам себе режиссер). Как правило, они трепетно относятся к капризам своих клиентов, безропотно устраняют недоработки и даже бесплатно вносят изменения в проект, согласно новым пожеланиям заказчика.
Наиболее дорого стоит пошив одежды за границей по индивидуальным меркам клиента. Такие заказы принимают бутики, торгующие одеждой под торговыми марками Brioni, Ermenegildo, Zegna. На швейных фабриках этих компаний могут изготовить костюм, аналогичный тому, который висит в киевском магазине, но по индивидуальным меркам клиента. Это называется made-to-measure, т. е. пошив по стандартным лекалам, но адаптированным к меркам, снятым с заказчика. При этом в стандартную сетку фабричных лекал вносят необходимые изменения, учитывающие, допустим, неодинаковую высоту плеч или разную длину рук заказчика.
Несколько иначе работают в компаниях, подобных The Imperial Tailoring, где готового платья не держат, а выкройки полностью изготавливаются по индивидуальным меркам заказчика. Это называется bespoke (буквальный перевод — оговоренный заранее).
Обычно костюмчик, изготовленный по любой из этих технологий, стоит около $1 тыс., а за эксклюзив с золотой нитью или из ткани с крупицами бриллиантов могут запросить $10-12 тыс.
Траектория элит
Магазины готового платья made-to-measure, готовые подгонять фирменную одежду под фигуру клиента, едва ли можно считать конкурентами ателье bespoke, поскольку магазины принимают заказы только в определенное время — раз в месяц или раз в полгода. Что, безусловно, не очень удобно. Как правило, прием заказов через сеть магазинов используют итальянские производители одежды, предлагая клиентам сшить приглянувшийся в магазине костюм по индивидуальной мерке.
Второй способ (bespoke) считается высшим пилотажем портняжного искусства. По этой технологии, как уже отмечалось, работает The Imperial Tailoring. В каждом представительстве фирмы заказы принимает портной-имиджмейкер, в чьи обязанности входит выяснить цель приобретения костюма заказчиком, выбрать с ним образец ткани, снять 28 мерок и сделать фотографии клиента в 3-х проекциях. «Фотографии нужны, чтобы опытный глаз мастера смог определить необходимый баланс всех частей будущего костюма», — рассказывает Стив Криплани, киевский портной The Imperial Tailoring. Результаты замеров отправляют к месту производства костюма, в Англию. Азиатские подрядчики пока не в состоянии выполнить все требования, предъявляемые к одежде такого класса. Между первым и последним визитом в такое ателье проходит немногим меньше двух месяцев: один месяц на пошив и несколько недель на доставку.
Портные из Англии отшивают (собирают) модель из ткани, выбранной клиентом, но без подкладки. В таком виде костюм опять отправляется через Ла-Манш. «Получив костюм без подкладки, я надеваю его на клиента и смотрю, что надо подправить. Отмечаю все в специальном документе и отправляю обратно в Англию. Через две недели, на второй примерке, уточняются мелкие детали, например, длина рукава, пиджака или ширина плеч. Поэтому первый заказ всегда выполняется дольше», — говорит Стив Криплани. На изготовление первого заказа для каждого клиента отводится 5-6 недель. Поскольку лекала хранятся в базе данных компании, при повторном заказе время изготовления костюма сокращается до одного месяца.
Пошитый таким образом костюм может стоить от $800 до $8000, в зависимости от выбранной ткани. Ткани бывают Super100, 120, 130, 150, 200. Цифровой эквивалент обозначает количество десятков метров нити, которая в данном случае получена из килограмма шерсти. Чем длиннее нить, тем она тоньше, соответственно, одежда из нее легче. Есть ткани с нитью 22-каратного золота, украшенные бриллиантовой пылью или лазуритом. Кстати, несколько лет назад для Иосифа Кобзона изготовили специальную ткань, где на каждой полоске была написана его фамилия. Такого рода украшения стоят еще дороже, до $9000 за костюм. Обычно ассортимент тканей специализированных ателье составляет несколько тысяч наименований (даже в крупных магазинах выбор гораздо скуднее). Производители сами присылают в такие ателье образцы новых коллекций.
Секреты производства
Качество готового костюма зависит в первую очередь от технологии его производства. Даже опытный мастер, не имея соответствующего оборудования, не сможет выполнить заказ на должном уровне, не испортив дорогой материал. Поэтому недорогой костюм, сшитый по стандартным лекалам, ценится гораздо выше, чем дорогой костюм, но сшитый абы как.
«Деловая одежда для мужчин гораздо сложнее в производстве, — рассказывает Наталья Тарашевская. — Мужской пиджак — самое сложное изделие, какое только можно придумать. Правильно собрать мужской пиджак гораздо сложнее, чем пальто или женское платье. Для его производства требуется специальный паровой манекен, позволяющий правильно посадить пиджак. Это оборудование обойдется минимум в $2000, причем отдельные манекены понадобятся на все размеры».
Специалисты говорят, что для экономии можно использовать универсальный манекен, раздвигающийся на 3-4 размера, но это все равно не то. Кроме того, нужны специальные гладильные прессы и масса другого сложного оборудования. Скажем, пошив костюма в компании The Imperial Tailoring занимает примерно 40 часов ручной работы. Например, все петли обметываются вручную, поскольку у дорогого костюма они должны быть настоящими не только на полах пиджака, но и на обшлагах рукавов (для демонстрации данного факта принято расстегивать одну или две нижние пуговицы на всех застежках).
По оценке Натальи Тарашевской, собирающейся открыть свое ателье, по минимуму можно вложиться в $5000. Другие эксперты, опрошенные Контрактами, считают, что полный комплект оборудования не может стоить меньше $7-8 тыс. Каждый прав по-своему, поскольку набор необходимых машин зависит от вида тканей и типа изделий, которые предполагается изготавливать. Например, шить платья из легкой ткани можно и на бытовой швейной машинке.
А вот прострочить ткань для пиджака или пальто — вряд ли получится. Кроме того, для выполнения больших объемов однотипных работ потребуются профессиональные машины, рассчитанные только на один тип операции. В зависимости от размера возможных инвестиций оборудование можно закупить импортное и отечественное. Отечественные прямострочные машины стоят примерно в 1,5 раза дешевле, чем зарубежные аналоги. Но вышивальные и вязальные машины изначально следует покупать импортные. Оснастить небольшую пошивочную мастерскую можно всего за $2-3 тыс., если закупить швейные машины, произведенные в Подольске или в Белоруссии: они стоят $200-300 за штуку.
Однако добиться стабильно высокого качества удастся едва ли — могут возникнуть проблемы даже с двойной прострочкой карманов. Профессионалы рекомендуют использовать импортную технику (желательно выпущенную в Германии или Японии). Новая японская машина стоит не дешевле $1,5-2 тыс. Сэкономить можно, купив бэушное оборудование. Тогда на приобретение минимального набора техники (прямострочная машина, оборудование для влажно-тепловой обработки, закройное оборудование) уйдет порядка $7-8 тыс. На следующем этапе развития фирмы лучше закупать уже новую современную технику, ибо конкуренты не дремлют, а клиенты становятся все прихотливее.
--------------------------------------------------------------------------------